Средняя часть мазурки Шопена оп.67 но.4 написана в форме сложного периода повторного строения, который состоит из двух простых. Основная тональность периода - ля мажор.
Первый простой период состоит из двух предложений, по четыре такта каждый. Масштабно-тематические структуры сгруппированы по принципу периодичности (2+2+2+2), следовательно рассматриваемый период имеет квадратную структуру. Первое предложение изложено в основной тональности ля мажор, гармонизовано по принципу вопросоответной структуры (тоника-доминанта-доминанта тоника) с вальсовым аккомпанементом, но без баса, поэтому гармоническая схема первого предложения первого простого периода имеет следующий вид:
Т | D7 D9 | D7 D7 (с секстой) | T (автентический оборот)
О том, что закончилось первое предложение, нам позволяет судить наличие каденции.
Второе предложение практически точно повторяет первое (некоторые изменения в сопровождении), но в тональности до диез минор, иными словами оно является секвенц-предложением (тональность третьей ступени, или тональность, параллельная доминанте), значит, первый простой период - модулирующий и также повторного строения. Модуляция происходит через последний аккорд предыдущего предложения (тоника ля мажора), который в до диез миноре приравнивается к VI ступени, затем показывается тоника до диез минора в виде квартсекст аккорда, которая в последствии закрепляется. Гармоническая схема второго предложения:
t64 (или К64 - закрепление тональности) | D7 D9 | D7 D7 (с секстой) | t = III (A-dur) D7 (вопросоответная схема) - каденция полная несовершенная.
Второй простой период мелодически начинается аналогично первому в основной тональности, модуляция в которую произошла в последнем такте предыдущего периода, однако с другим вариантом гармонизации. В нем также 8 тактов, в которых масштабно-тематические структуры сгруппированы по принципу суммирования (2+2+4), т.о. второй простой период - это период единого строения. Фактура усложняется за счет полифонизации. В сопровождении, по-прежнему, используются приемы вальсирования, но с разным ритмическим рисунком (бас-два аккорда, два аккорда без баса, бас-аккорд пауза - типичный для мазурки, бас-пауза-аккорд).
Гармоническая схема: D7 (к D-dur, или субдоминанте) | SII65 (не дается разрешение предыдущего аккорда) | D7 (с секстой) | T | SII65 | K64 | D7-9 (и с секстой, и без) | T - каденция полная несовершенная, так как на сильной доле тоника дана в мелодическом положении доминанты.
... как-то так...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий